Программирование и компьютеры 1 Компьютерные упражнения для области B-EST
1 ФАКУЛЬТЕТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРН Программирование и ЭВМ 1 Компьютерные упражнения для области Б-ЭСТ Автор текста: док. Инж. Йиржи Шебеста, доктор философии Комплексное обновление учебных программ и повышение качества обучения в FEEC BUT в Брно OP VK CZ.1.07/2.2.00/
2 2 ФЕКТ НО в Брно Содержание ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ НО, КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И КОНСОЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ UNIX, ФУНКЦИЯ ПЕЧАТИ PRINTF() ПОЛЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ, ЦИКЛ ДЛЯ АЛГОРИТМА СЕРИИ ТЕЙЛОРА, ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ МАНИПУЛЯЦИИ СО СТРОКАМИ НА ЯЗЫКЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ, ПРИМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЦИКЛОВ, СОЗДАНИЕ БИБЛИОТЕКИ ФУНКЦИЙ, СТРУКТУРА ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ И ПРОГРАММ ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕННЫХ ДЛЯ МАНИПУЛЯЦИЙ С ФАЙЛОВОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ДАННЫХ, РАСШИРЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ, СОРТИРОВКА ОТВЕТОВ НА ОБЗОРНЫЕ ВОПРОСЫ. 38
3 Программирование и компьютеры 1. Компьютерные упражнения для области B-EST. 3 Введение Эти сценарии предназначены для студентов, изучающих предмет «Программирование и компьютеры 1» для области «Электроника и коммуникационные технологии», сокращенно BPC1E. Они содержат подробные инструкции к компьютерным упражнениям по указанной тематике. Основная цель – познакомить слушателей курса с основами языка программирования C по стандарту ANSI до уровня обработки динамических переменных и использования расширенных типов данных, таких как структуры. Так как предмет входит в первый семестр бакалавриата ДВЭК, то первое задание ориентировано на ознакомление с компьютерными сетями, эксплуатируемыми на факультете и в университете, и краткий экскурс в операционную систему UNIX. Со второго упражнения обучение уже ориентировано на классический язык С. Для понимания основ языка С и простой реализации алгоритмов все задачи решаются в виде консольных приложений, где результаты представлены в досовском окне с символами- ориентированный вывод.Для простоты и доступности была выбрана среда разработки Code::Blocks, доступная при включении компилятора GNU GCC. Индивидуальные упражнения предназначены для практической проверки теоретических знаний, обсуждаемых на лекциях. Он начинается с классических учебников по языку C, функции печати printf(), выражений и операторов в C, затем отрабатываются операторы ветвления и циклы. Затем следует вопрос программирования строк, и в седьмом упражнении учащиеся создают свои собственные функции, включая инкапсуляцию в библиотеку и приложение в проекте. Последняя группа компьютерных упражнений посвящена расширенным типам данных. В этих упражнениях студенты строят свои собственные структуры, определяют динамически размещаемые переменные и пытаются создать простую динамическую базу данных с сохранением в файл. В последнем упражнении демонстрируются наиболее часто применяемые алгоритмы поиска и сортировки, в том числе развертывание таких алгоритмов поиска и сортировки структур в динамической базе данных по заданному элементу. Сразу за курсом BPC1E следует курс BPC2E во втором семестре, где вы постепенно переходите на уровень объектно-ориентированного программирования на C++. Обязательным условием курса BPC1E являются знания на уровне средней школы без специализации в программировании. Поэтому предполагается, что учащийся может пользоваться базовыми офисными программами и файловыми менеджерами на ПК и не знаком ни с каким программированием. Каждое задание содержит задание и анализ общедоступного задания, которое учащиеся могут подготовить в рамках домашнего задания. Вторая часть — это задание B, к которому можно получить доступ только в начале самого упражнения. Третья часть – бонусное задание, являющееся надстройкой для самостоятельного совершенствования студента по заданному вопросу. Анализы отдельных задач также содержат части основного исходного кода.объяснение. Исходный код выделяется среди остального текста шрифтом Courier New. В конце каждой главы есть рекомендуемая литература и три контрольных вопроса, ответы на которые даны в последней главе этих сценариев. В задачи также входит заранее подготовленный код. Это может быть просто скелет программы, а может быть достаточно обширный исходный код, который необходимо изучить и дополнить. Исходные коды для отдельных задач доступны на веб-страницах: 1 НО информационные системы, компьютерные сети и UNIX Цель – ознакомиться с информационными системами, которые работают как на уровне университета, так и на уровне факультета и на уровне института радиоэлектроники. Поскольку компьютерные сети основаны на операционной системе UNIX, еще одной целью является знакомство с основными операциями операционной системы UNIX/Linux и основными операциями в компьютерных сетях.
4 4 FEKT BUT в Брно Задача A. Эта задача сосредоточена на базовом управлении ОС UNIX, которая работает на студенческом сервере FEST. Войдите через SSH с вашим логином на fest.stud.feec.vutbr.cz. с помощью PuTTY. Пароль тот же, что и для . Целевая спецификация показана на рисунке 1.1. Рис. Установка имени хост-сервера в программе PuTTY. После подключения к серверу вас попросят ввести логин и пароль. Никаких символов (даже звездочек) при вводе пароля не отображается. После входа в систему приглашение будет установлено на ваш домашний каталог (см. рис. 1.2). Рис. Статус окна после входа на сервер FEST. Перечислите содержимое вашего домашнего каталога. Создайте, например, файл test.txt и тестовую папку с помощью редактора pico. Скопируйте файл в указанную папку, оригинал переименуйте в test2.txt. Отобразите файл test2.txt на консоли. Удалите оба файла и созданный
5 Программирование и компьютеры 1. Компьютерные упражнения для области B-EST. 5 каталог. Попробуйте это, введя команды дляподсказке и в файловом менеджере mc. Остановка выполнения текущей команды осуществляется сочетанием клавиш Ctrl+C. Основные утилиты и команды оболочки: cd: изменить каталог, изменить каталог ls: список каталогов, список mkdir, rmdir: создать/удалить каталог, создать/удалить каталог rm: удалить файл, удалить cp, mv: скопировать/переместить файл, скопировать /move pico: простой текстовый редактор cat, еще: конкатенация/дамп, дамп файловой страницы chmod: изменение прав доступа Задание Б. В этом задании мы покажем возможности простого создания веб-страниц в формате HTML с возможностью отображения на студенческом сайте . Создайте простую HTML-страницу на сервере и опубликуйте ее. Проверьте результат, просмотрев его через браузер. HTML (HyperText Markup Language) — очень простой язык разметки для описания так называемых гипердокументов. Документ организован иерархически с использованием системы предопределенных тегов, которые пишутся между символами. Они либо парные, определяющие начало и конец срока действия (последний такой же, как начальный, только ему предшествует косая черта /), либо нечетные, определяющие начало действия и действительные до тех пор, пока он не будет переопределен тем же тегом с другой параметр. Каждый HTML-документ разделяется парным тегом. Заголовок может быть частью документа. За заголовком следует содержание документа. Знаки i четные. Частью заголовка является спецификация собственного документа. Нечетный тег используется для записи дополнительной информации. Название документа отделяется знаком. Параметры отдельных тегов записываются вместе с тегом и их значения заключаются в кавычки «» (например). Попробуйте создать пример простой HTML-страницы в любом редакторе: первая HTML-страница Моя первая HTML-страница xname00.